Валерий БЛАГОДАТСКИЙ Комсомольск-на-Амуре.

МОСКВА - ОСТРОВ УДД: КАК ЭТО БЫЛО НА САМОМ ДЕЛЕ

Выдающимся событием 1936  г. стал  дальний беспосадочный  перелет  на самолете  АНТ-25 экипажа  в составе В.П.  Чкалова, Г.Ф.  Байдукова и А.В.  Белякова по маршруту Москва - Баренцево море - Земля Франца Иосифа - Мыс Челюскина - Петропавловск-на-Камчатке - остров Удд…

***

 "ЧКАЛОВУ, БАЙДУКОВУ, БЕЛЯКОВУ

Примите братский привет и горячие поздравления с успешным завершением замечательного полета. Гордимся вашим мужеством, отвагой, выдержкой, хладнокровием, настойчивостью, мастерством.

Вошли в ЦИК Советского Союза с ходатайством о присвоении вам звания Героев Советского Союза и выдаче денежной премии командиру самолета Чкалову в размере тридцати тысяч рублей, летчику Байдукову и штурману Белякову - по двадцать тысяч рублей.

СТАЛИН, МОЛОТОВ, ОРДЖОНИКИДЗЕ, ВОРОШИЛОВ, ЖДАНОВ".

***

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЦИК СССР

"За осуществление героического беспосадочного дальнего перелета по маршруту Москва - Северный Ледовитый океан - Камчатка - Николаевск-на-Амуре в исключительно трудных условиях Арктики и неизученных районов дальнего Севера, за проявленное при этом выдающееся мужество и мастерство Центральный Исполнительный Комитет Союза ССР п о с т а н о в л я е т: Присвоить звание Героев Советского Союза и вручить орден Ленина согласно "Положению о звании Героя Советского Союза" Чкалову В.П. - командиру экипажа АНТ-25, Байдукову Г.Ф. - второму пилоту, Белякову А.В. - штурману …"

 

В начале августа 1936 года такие сообщения прошли в большинстве газет Советского Союза. Кроме коротких заметок публиковались и пространные сообщения, интервью о том, как велась подготовка и проходил сам полет. Позднее были опубликованы книги об этом и других беспосадочных перелетах советских летчиков. Но…, если прочитать их внимательно, с пристрастием, то можно обнару-жить серьезные неточности.

Меня удивило, если не сказать, покоробило то, что в центральной печати, в книгах известных всей стране летчиков не упоминались имена тех, кто на самом деле встречал экипаж Чкалова на острове Удд. Я встречался с одним из тех, кто в то время находился на острове….

 

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

ТАМ. ГДЕ ЛОВИЛИ БЕЛУХ ДЛЯ ПУТИНА…

 

Илья Васильевич

…В те теперь уже далекие 60-е годы ХХ века я работал в городской газете "Ленинское знамя" (в настоящее время "Амурский лиман"). Заведовал промышленным отделом, часто бывал в командировках в рыбацких селах и поселках, на рыбацких тонях. В том числе и на островах, названные в честь Чкалова и Байдукова. В одной из таких командировок я впервые познакомился с человеком-легендой тех мест И.В. Аксариным. Именно ему выпала честь встре-чать чкаловский экипаж, о чем не раз упоминалось в местной и крае-вых газетах. И именно он "выпал" из книг и центральной прессы тех лет.

Но вернусь к командировке в село Пуир, расположенное на левом берегу Амурского лимана. По суше туда добраться невозможно, дороги не было, и нет до сих пор. Регулярного водного сообщения тоже не было, попасть можно было на случайном либо специальном катере. На одном из таких "случайных" я и направлялся к Пуиру.

Сначала показался высокий берег, на нем дома, от них к причалу, навстречу катеру, спускались люди. Среди них выделялся кряжистый, плотный человек.  Доски причала  жалобно скрипели и прогибались под его ногами. Ошибиться было невозможно: Аксарин.

- Это директор и есть, - подтвердил капитан катера. Поздоровались, Илья Васильевич поинтересовался планами на сегодня и завтра, и мы пошли в цех обработки рыбы, расположенный в высоком дощатом здании. Впрочем, смотреть было не на что. Ход кеты прервался, обработчики отдыхали по домам.

У конторы курили мужики. Покивали на мое "здравствуйте", поинтересовались, не известно ли где сейчас рыба и когда ее ждать.

После разговора о путине, я задал вопрос, который Аксарин слышал, наверное, сотни раз, поэтому нисколько и не удивился.

- Илья Васильевич, правду говорят, что пятаки пальцами сгибал?

- Да, было. Раньше вот так гнул, - он взял из моей руки монету и, положив ее на средний и указательный пальцы, придавил большим. - Теперь вот только так, - пятак, сжатый большими и указательными пальцами обеих рук, податливо, словно свинцовый, согнулся почти в трубочку, а Аксарин как-то виновато улыбнулся и добавил, - возраст.

…Военные годы он провел в лагерях, куда попал за, как это было и со многими другими в те ежовские годы, какое-то неосторожно сказанное слово. Или не понравился кому-то уверенный в себе и не жалующий  бездельников директор, и настрочили на него донос…

Было интересно узнать о встрече Аксарина с человеком, имя которого дали мне при рождении.

- Илья Васильевич, Чкалова-то как встречал?

- Директором жиротопного завода тогда я был на острове Удд, который потом переименовали в остров Чкалова. Сам-то я не видел, как самолет садился, потом уже познакомились. Связались с Николаевском, сообщили. А там начальство понаехало, корреспонденты. Пришлось взлетную полосу делать из досок. Катера с баржами к нам пошли. Все люди на этом заняты были…

История с колесом

Знаменитый перелет чкаловского экипажа Москва - остров Удд состоялся в июле 1936 года. В официальных документах, в воспоминаниях членов экипажа, в биографических произведениях не упоминаются ни  жиротопный завод, ни его директор. Достаточно подробно описан полет в книге известного летчика Михаила Водопьянова (Водопьянов М.В. , Валерий Чкалов. - М.: Молодая гвардия, 1954).

Итак, Водопьянов описывает эпопею чкаловского экипажа со слов Чкалова и его товарищей, использует архивные и другие документы. В его книге этот полет выглядит так:

…От Камчатки самолет шел в сплошной облачности, сквозь редкие "окна" было видно лишь неспокойное Охотское море. Дальше - еще хуже. Штормовой ветер, нулевая видимость. Чкалов сел за штурвал и повел машину вниз, чтобы ночью войти в Амурский лиман и по Амуру идти в сторону Хабаровска.

Над восточным берегом Сахалина самолет отклонился от маршрута километров на 30 к северу, стал снижаться. Вот высота уже 100 метров, потом  50. Самолет стало трепать. Шел дождь. Чкалов открыл боковое стекло, чтобы определить расстояние до воды. Слева мелькнула земля, возможно, это был мыс Меньшикова (уже на материке, от него до острова Лангр, позднее названного Байдуковым, менее пяти километров. В.Б). Чтобы не врезаться в какую-нибудь сопку, Чкалов повел машину вверх и повернул в сторону Николаевска.

К сплошной облачности добавился туман. Началось обледенение, самолет стал вибрировать. На высоте 2500 метров тряска усилилась. Снова вниз. Надо было садиться. Но где? Опять к морю. Показались острова. Беляков быстро справился по карте и отыскал этот остров в заливе Счастья. На карте значилось: остров Ур. Пролетели над домами, из которых стали выскакивать люди. Они собрались там, где Чкалов хотел посадить самолет. Пришлось приземляться в другом месте.

"Самолет тремя точками коснулся поверхности земли и после небольшого пробега остановился. Сразу стало тихо. Маршрут был закончен.  Все вылезли из машины. Валерий Павлович сразу же бросился осматривать шасси. Со вздохом облегчения он сказал друзьям:

- Все в порядке. Самолет цел".

В воспоминаниях штурмана чкаловского экипажа А.В. Белякова все происходило несколько иначе:

По мере приближения к Сахалину погода стала ухудшаться. Северную часть Сахалина  пересекли на высоте всего в 100 метров и к 9 часам утра 22 июля вышли к Татарскому проливу. (Беляков исчисляет время по Гринвичу). Перед Сахалином выскочили на высоту 50 метров, началась неимоверная болтанка. Предложили Валерию снизиться, чтобы ночью войти в Амурский лиман и идти над Амуром. Чкалов пошел на крутое снижение.

Попытки связаться с Николаевском были безрезультатны. Байдуков дает радиограмму: "Туман до земли. Беда…". Получен приказ "сесть при первой возможности". Самолет снова идет над морем на высоте 20 - 30 метров. Показались низменные острова. Над одним из них (узкая коса или отмель) пролетели несколько раз, увидели постройки. Сели. "Самолет неподвижен. Двигатель остановлен. Чкалов вылез из кабины и спрыгнул на землю. Мокрая морская галька шуршит под его унтами, на ее поверхности следы пробега самолета, увязшего в грунте и чудом не вставшего на нос. Рядом лежит отбитое с правой стойки колесо. Валерий садится около него на корточки и внимательно осматривает ось, стараясь разобраться в причинах поломки.

- Эх, ты, голубушка! Не выдержала! А что мы с тобой делать будем? - сокрушается Чкалов".

…На следующий день прилетели пограничники. С ними Беляков отправился в Николаевск, и уже оттуда сообщил о месте посадки. Получается, что с острова не было связи с Николаевском, и рация самолета тоже перестала работать?

Оторванное колесо фигурирует и в воспоминаниях  второго пилота чкаловского экипажа Г.Ф. Байдукова. В них все выглядело так (воспоминания участников полета и Водопьянова даются в изложении, кроме  закавыченных строк):

"Погода в море становится все хуже: расстояние до воды определить невероятно трудно. Вдруг слева мелькнула огромная темная масса. Очевидно, это была гора Мечникова. Мы поняли, что в таких условиях врежемся в прибрежные сопки прежде, чем войдем в устье Амура. Чкалов мгновенно принимает решение: вверх!

Я сидел за передатчиком, вызывая Николаевск. Радирую о сильном обледенении АНТ-25. Чкалов срочно убирает обороты мотора, и обледеневший гигант идет на снижение.

Еще раз пытаюсь вместе с Беляковым связаться с Хабаровском. И вот мы слышим непрерывные слова: "Приказываю прекратить полет, сесть при первой возможности. Орджоникидзе". Натыкаемся сначала на скалистый остров Лангр - сесть негде. (На самом деле на о. Лангр (Байдуков) скал нет, он  такой же низменный, как Удд и Петровская коса. Значит, наткнулись на скалы на материковом побережье Охотского моря или на Сахалине. В.Б.) В вечерних сумерках и туманной мгле (Скорее всего только во мгле: солнце в это время над островами заходит в десятом часу. В.Б.) вдруг видим низкий, весь изъеденный озерами и оврагами островок с несколькими домишками.

- Идем на посадку! Шасси! - кричит мне Валерий и решительно начинает снижаться. Вокруг глубоченные овраги-блюдца, запол-ненные водой, крупная галька и валуны, один из которых вклинился между колесами левой (?) ноги шасси и оторвал одно из них.

Итак, на оторванном колесе (то ли правом, то лилевом) "показания" двух членов экипажа сходятся. Но расходятся в другом.

"Мы с Александром Васильевичем запустили движок, настроили передатчик и передали в эфир: "Всем, всем. Экипаж АНТ-25 совершил благополучную посадку вблизи Николаевска, на остров Удд. Все в порядке".

А работала ли рация АНТ-25?

…На следующее утро на гидросамолете Ш-2 прилетел командир звена пограничных войск Шестов. Он зачитал экипажу поздра-вительную правительственную телеграмму. А днем подплыло сторожевое судно пограничников "Дзержинский"…

Значит, рация работала, передача с острова Удд была услышана,  Москва получила сообщение о приземлении? Или сообщение было отправлено с рации жиротопного завода? Вопрос остается пока без ответа. Как и другой: откуда экипаж связался с Москвой? С рации самолета, с местной радиостанции или с помощью прилетевшего на следующий день самолета пограничников?

И ведь все это писано не журналистами, которых часто обвиняют в неточностях и излишествах, а людьми солидными, серьезными.

Михаил Васильевич Водопьянов первым открыл воздушную линию вдоль Амура на Сахалин, первым посадил самолет на лед в районе Северного полюса, принимал участие в спасении челюс-кинцев, про него слагали песни (…Если бы не Мишка, Мишка Водопьянов, не видать челюскинцам Москвы). Один из первых Героев Советского Союза, во время войны командовал авиадивизией, из-за больших потерь в дивизии снят с должности, воевал в качестве рядового летчика. Уволен  из армии в звании генерал-майора, занимался писательской деятельностью, член Союза писателей СССР.

Штурман чкаловского экипажа Александр Васильевич Беляков - генерал-лейтенант авиации, Герой Советского Союза, доктор географических наук, профессор. В гражданскую воевал в составе чапаевской дивизии, в 30-е годы был преподавателем и начальником кафедры военно-воздушной академии им. Жуковского. В 40-е годы - начальник Рязанской высшей авиационной школы штурманов. В качестве главного штурмана воздушной армии участвовал в Берлинской операции.  С 1945 до 1960 года - начальник кафедры военно-воздушной академии. Автор многих научных трудов.

Георгий Филиппович Байдуков в 1928 году окончил военную школу летчиков, стал летчиком-испытателем. Участник советско-финляндской и Великой Отечественной войн (комдив, начальник ВВС армии, командир корпуса). После войны - начальник Главного управления ГВФ, затем на командных должностях в Министерстве обороны. Генерал-полковник авиации. У Байдукова самое большое количество  (22!) советских орденов. Автор ряда книг, в том числе о Чкалове (Байдуков Г.Ф. ,  Чкалов. - М. Молодая гвардия. 1986).

Но, коли воспоминания трех воздушных асов разнятся даже не совсем в мелочах, я склонен верить версии неофициальной, но имеющей место быть.

Приняли за шпиона

…Остров Чкалов (Удд, длина 20,5 км, ширина от нескольких десятков метров до одного километра) является как бы продолжением 12-километровой Петровской косы. Той самой, где в середине ХIХ века  располагалось Петровское зимовье Г.И. Невельского и откуда и началось освоение низовьев Амура. От Петровской до острова Чкалова всего с километр-полтора. Там, на косе, была база рыболо-вецкого колхоза, организованного годом-двумя ранее  в селе Власьево, расположенном на западной, материковой части залива Счастья.

Власьевские рыбаки на путину выезжали на Петровскую косу, добывали горбушу, летнюю и осеннюю кету. В тот период рыба "объявила" перерыв. Рыбаки скучали. Один из них предложил поехать на Удд пострелять куличков и тем самым разнообразить скудное рыбное меню.

Трое парней  взяли ружья сели в лодку и через полчаса  были на острове. Настреляли с полрюкзака дичи - куликов разного вида там водилось видимо-невидимо, да и куропатки попадались, - наелись шикши (ягода) и белобокой, еще кислой клюквы и собрались в обратную дорогу. Двигались берегом, по твердому, прибитому волнами песку и гальке идти легче, чем по траве.

Услышали непонятный гул. Потом над ними пролетел самолет, вернулся, пролетел снова - еще ниже - и уткнулся в землю, недолго прокатился, задрал хвост, дрогнул и замолк. Парни растерялись: если наш, то что ему здесь делать? А может, японский, с Сахалина (южная часть его была до 1945 года японской), заблудился. Или шпион? Взяв ружья наизготовку, побежали ловить "шпиона".

Боковая дверь самолета медленно приоткрылась, в проеме показался человек. Коренастый, в куртке, унтах, правая рука сбоку под курткой. Увидев подбежавших ребят, спрыгнул на землю и, все еще держа руку под курткой, произнес:

- А-а! Русские! Русские? - парни подтвердили. А пилот, им, как ребята поняли впоследствии, оказался сам Чкалов, спросил, где они находятся, потом застегнул кобуру - оказывается, его рука все это время держала рукоятку пистолета…

Что ж, вполне вероятная версия. Экипаж в сплошной облачности и тумане при несовершенном навигационном оборудовании не смог достаточно точно сориентироваться, не знал куда приземлился. Не знал местности, да и не предполагал, что окажется именно здесь. Об этом можно судить хотя бы по тому, что остров Удд на их карте назывался Ур, гора Меньшикова в памяти Байдукова осталась горой Мечникова, а точного их названия они могли и не знать. Тем более, не могли знать побережье южной, японской части Сахалина, где в районе залива Терпения есть и косы, и острова. Могли они посчитать, что приземлились на Сахалине? И кто эти охотники с ружьями?

Разговор с экипажем был недолгим: Чкалов спросил, что расположено на острове, если ли связь с Николаевском и Хабаровском (что подтверждает версию о неработающей рации самолета). Вскоре подбежали местные жители, в основном гиляки (нивхи) и русские с жиротопного завода. Организованное здесь предприятие, которым и руководил Аксарин, добывало морского зверя, сивучей и нерп, сала на них больше, чем на самой жирной свинье.

Морского зверя в этих краях всегда было в достатке. Его добывали, уже на моей памяти - в 60-х годах, на корм для норок и лис Николаевского коопзверопромхоза. Побывал я тогда в бригаде зверобоев, с ней с острова Байдукова добирался до Николаевска. Но это уже другая история.

Эту  версию встречи чкаловского экипажа я слышал от одного из тех самых парней, которые первыми оказались у самолета.

Документы и факты

Я склонен верить ей больше, еще и потому, что во всех официальных документах на острове Удд были только местные рыбаки и - никакого жиротопного завода. Возможно, что где-то наверху посчитали, что неэтично писать и вообще упоминать, что на далекой советской окраине шло массовое истребление тюленей (нерп и сивучей). К тому же надо было показать национальное меньшинство восточной окраины. Так появились во всех официальных документах, в воспоминаниях не жиротопный завод и его директор Илья Васильевич Аксарин, к тому же впоследствии репрессированный, а нивх с какой-то непонятной корейско-китайской фамилией  Тен Мен-лен и его русская жена Фетинья Андреевна,  в чьем доме нашли короткий приют члены экипажа.

В архивах сохранились названия рыболовецких колхозов Николаевского района в 30 - 60-е годы ХХ века. Возможно, на острове Удд и была рыболовецкая бригада колхоза имени Серго, центральная усадьба которого располагалась на материковом - почти напротив - мысу Аври. Или отделение колхоза с острова Лангр (Байдуков).

Может быть, был в 30-е годы запрет или ограничения на добычу тюленей? Или неэтично было упоминать их добычу с целью получения жира - как-никак, а братья наши меньшие. Хотя, по большому счету, и рыба в каком-то там миллиардном или триллионном колене всем нам родственная душа…

Так или иначе, но именно Аксарина упоминает в своей книге историк, краевед, много лет проработавший директором  музея в Николаевске-на-Амуре В.И. Юзефов (теперь уже покойный) в своей книге "Годы и друзья старого Николаевска" (Хбр., 2005). Ему довелось присутствовать на открытии памятника чкаловскому экипажу в 1986 году - в честь 50-летия перелета. В числе почетных гостей Юзефов называет члена экипажа Г.Ф. Байдукова, сына знаменитого летчика Игоря Чкалова и "участника приема чкаловского экипажа Аксарина И.В.".

Сомнений в том, что Аксарин во время приземления экипажа находился на острове, нет. Как нет сомнений и в том, что Илья Васильевич был в тот период директором жиротопного завода, об этом в Николаевске-на-Амуре известно достаточно хорошо…

Удд после Чкалова

В 60-е годы на острове жила лишь одна семья - нивх Яков Таркун с своей "мамкой", как местные нивхи называли жен.

Вернувшись с фронта, Яков стал заведовать магазином, земляков отоваривал под запись и под честное слово. Ревизия выявила недостачу, Таркун получил срок. Отсидев, оформился в коопзверопромхозе охотником и поселился на Чкалове. Из зверья там были лисы да зайцы, которых добывали зимой. Из птиц - перелетные утки и гуси, летом - кулики да куропатки. Нерпу можно было добывать в любое время года. С ранней весны до поздней осени шла рыба.

Такая охота большой прибыли не давала. Хватало на порох, дробь да пули для ружья, керосин для лампы, бензин для лодочного мотора, водку, соль и другие продукты, которые не портились   ни зимой, ни летом.

За всем этим Яков приезжал во Власьево. Одет был в то, чем промышлял: куртка и штаны из шкур нерпы, лисья шапка. Загорелый до черноты, со щербатым ртом, полуседой щетиной, он вряд ли намного отличался от своих сородичей, которые жили в этих местах во времена Невельского. С его смертью остров снова стал необитаемым. Лишь иногда сюда заезжали рыбаки и охотники с Байдукова, Пуира, Макаровки, Власьева.

В те же годы я с компанией таких же любителей охоты по перу каждую осень выезжал на берег залива Счастья. Чаще всего мы таборились в устье речки Аври, бывали и на одноименном мысу, откуда до острова Чкалов всего километров пять.

У одного охотника из нашей компании, Геннадия, было ружье 20 калибра. Мы советовали заменить его на более мощное 16 или 12 калибров, какие были у всех остальных. Но он очень дорожил своей "двадцаткой", считая, что она, может быть последняя из чкаловского заказа.

Во время встреч со Чкаловым рыбаки и охотники жаловались на недостаток ружей. По их просьбам знаменитый летчик якобы сделал заказ, и на Тульском оружейном заводе выпустили партию двустволок 20 калибра с усиленными стволами, чтобы можно было использовать патроны разной мощности. Хотя это, тоже может быть одна из легенд.

Исследуя документы более чем 70-летней давности, я наткнулся на очень интересный факт, который в официальных источниках не упоминается.

Оказывается, во время своего беспосадочного перелета самолет АНТ-25 дважды дозаправлялся в воздухе с самолета ИЛ-78: над Игаркой и Якутском. Насколько достоверен этот факт, судить не берусь. Хотя вообще дозаправки начали применять с 1917 года, в России (СССР) несколько позднее. Дозаправки без посадок произво-дили и другие самолеты, экипажи которых ставили рекорды дальности полетов. Но этот самолет мог брать 6100 кг топлива. Такого количества по расчетам конструкторов должно было хватить на 12 - 13 тысяч км полета по прямой.

…Остров Чкалов сегодняшних дней становится на месяц-два, на время путины, опорной рыбацкой базой. Но на этом его история не заканчивается. Российская академия наук заинтересовалась жизнью белух (морское млекопитающее семейства дельфиновых) и избрало для своих целей… остров Чкалов. Бригада Николая Марченко, которого я знаю уже больше сорока лет,  отлавливает белух и помещает в вольеры (огороженные сетями участки моря). В 2009 году там побывал премьер Владимир Путин, о чем сообщала корреспондент "Комсомольской правды" Нигина Бероева ("Как я ловила белух для Путина", 14. 08.09).

…После чкаловского перелета на Дальний Восток, полета экипажа Гризодубовой, перелетов советских летчиков через Северный полюс в Америку, после того, как над Амуром были проложены воздушные трассы и в приамурских селах появились первые аэродромы, многие местные мальчишки мечтали о небе. Мечтал и брат моего отца, дядя Аркадий. И когда, почти через три года после чкаловского перелета, я появился на свет, он предложил назвать меня в честь Чкалова. А сам поднимался в небо в 1941-ом но не в качестве летчика - в неполных 17 лет пошел добровольцем и стал десантником…

 

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

РЕКОРД УСТАНОВЛЕН НЕ БЫЛ…

"Похудевший" бортовой журнал

 

В краевой пермской газете "Звезда" 2.10.2009 была опубликована очередная глава книги бывшего вице-губернатора Пермской области Владимира Быкова, в которой он рассказывает о жизни своего отца Ф.Г. Быкова. Эта глава имеет самое непосредственное отношение к рассказу о полете чкаловского экипажа на Дальний Восток и во многом подтверждает мой рассказ. Более того, Быков утверждает, что рекорд экипажем Чкалова, за который летчики получили Звезды героев, установлен не был.

Сотрудница Архива Президента РФ  И.А. Кондакова сообщила Быкову, что его отец Ф.Г. Быков "по сути спас в 1936 году чкаловский экипаж", выполнявший перелет из Москвы на Дальний Восток. Если бы не он, то в истории могло и не быть легендарного летчика по фамилии Чкалов. По мнению автора книги, перелет "оказался" сверхдальним и  героическим только потому, что покрытое экипажем расстояние скорректировали до рекордного и добавили время полета.

Отец Быкова служил в 1936 году старшим радистом 65-го морского пограничного отряда, начальником погранпоста на острове Лангр, который упоминается выше. Волею судьбы он стал свидетелем и непосредственным участником событий, к которым в конце июля - начале августа 1936 года было приковано внимание не только страны, но и всего мира. Личные дела Федора Григорьевича Быкова (Государ-ственный архив Хабаровского края и Центральный архив ФСБ РФ) хранят записи о награждении его в 1936-м году нарезным оружием и ценными правительственными подарками за активное участие в обеспечении посадки самолета В. Чкалова на остров Удд. И это подтверждает достоверность исследования, при подготовке которого автору пришлось изучить сотни подлинных документов по подготовке и осуществлению сверхдальних перелетов экипажа В. Чкалова. При этом часть документов объявлена безвозвратно утерянными, а многие сохранившиеся не доступны для изучения, так как остаются под грифом "Секретно".

Среди особо секретных документов находился бортовой журнал перелета АНТ-25 из Москвы на Дальний Восток, рабочие документы правительственных штабов по подготовке и осуществлению сверх-дальних перелетов, закрытые материалы награждения и поощрения тех, кто обеспечивал экстренную аварийную посадку чкаловского экипажа в условиях бушующей стихии Охотского моря. На сегодняш-ний день оказались полностью "утерянными"  архивные документы за все довоенные годы 65-го морского пограничного отряда, находившегося в Николаевске-на-Амуре и принимавшего участие в обеспечении перелета и экстренного приземления АНТ-25.

Документы, связанные с перелетом, неоднократно подвергались ревизии, их содержание подгонялось под жесткие требования идеологической цензуры. В Мемориальном музее В.П. Чкалова в г. Чкаловске Нижегородской области хранится копия бортового журнала перелета на Дальний Восток. Ее подарил музею в 1947 году второй пилот экипажа Г. Байдуков. Многих страниц в бортовом журнале нет.

Так что же так тщательно скрывалось о перелете экипажа Чкалова из Москвы на Дальний Восток? Как на самом деле происходили события, не "причесанные" советской цензурой?

…Итак, 1934-й год. Уже семь лет, как американский летчик Чарльз Линдберг совершил первый трансатлантический перелет из Нью-Йорка в Париж и стал всенародным героем по обе стороны Атлантики, зримым символом Америки и самым знаменитым человеком на Земле. Три года держится не побитым мировой рекорд дальности беспосадочного полета по прямой (9104 километра). Его установили французские летчики Поль Кодос и Морис Росси. Регистрируются все новые авиационные рекорды американскими, французскими, английскими, итальянскими пилотами. Советскому Союзу позарез нужны авиационные рекорды и всенародные герои.

"Закрытый" указ

Конструкторское бюро Туполева бьется над созданием самолета для сверхдальних перелетов. Он был готов к полетам в 1934 году и вошел в историю как АНТ-25, хотя  первоначальное название "РД" - рекорд дальности. Это цельнометаллический одномоторный самолет длиной 13 метров с удлиненными крыльями (размах 34 м). Максимальная скорость 246 км, крейсерская - 165. После испытаний самолета правительственной комиссией делается вывод о том, что он в состоянии пролететь без посадки свыше 13 тысяч километров.

Испытать предельные возможности АНТ-25 поручили экипажу М. Громова. Самолет продержался  в воздухе больше трех суток и преодолел 12411 километров! На 3307 километров больше мирового рекорда французов. Но это (по версии автора книги Владимира Быкова) не обрадовало правительство страны. Ведь за рекордом начнут гнаться американцы, и опять придется что-то придумывать... А если не опубликовать это достижение, то оно останется в запасе! И сведения о феноменальном полете засекретили. Звание Героя Советского Союза Громову присвоили закрытым Указом. Двух других членов экипажа - А. Филина и И. Спирина - наградили орденами Ленина.

Награды участникам рекордного полета были именно такими. Но… рекорд не афишировался не потому, что его "засекретили". Он просто не был признан Международной Авиационной Федерацией (ФАИ), так как СССР в этой Федерации не состоял (был принят в 1935 году).

Маршрут остается в секрете

Полный, заданный экипажу Чкалова маршрут полета на Дальний Восток до сих пор не обнародован. Он рассматривался на заседании Политбюро ВКП(б), материалы этого заседания тоже засекречены и хранятся в Архиве Президента РФ. Согласно же приведенной Беляковым таблице, расстояние от Москвы до Петропавловска-на-Камчатке, по линии маршрута составило 7578 километров. До Николаевска-на-Амуре - 8762 километра. Только долетев до Хабаровска - 9378 километров, экипаж мог докладывать о побитии рекорда дальности полета французов. Чтобы побить не зафикси-рованный рекорд  М. Громова, экипажу Чкалова нужно было лететь без посадки в Хабаровске еще более трех тысяч километров. Достоверно известно, что Чкалов обещал Политбюро побить существовавшие рекорды

Кремль пристально следил за ходом полета. Почасовые сводки радиообмена экипажа с Землей направлялись в ЦК ВКП(б) генералу Поскребышеву для доклада Сталину. В Москве было известно, что после Петропавловска связь  экипажа с землей была неустойчивой, временами пропадала совсем. С борта самолета шли радиограммы, похожие по своему содержанию на сигналы SOS.

Но вот Байдуков начинает ловить в эфире отдельные слова: "Приказываю прекратить полет... Сесть при первой возможности... Орджоникидзе". Документальных подтверждений, кому принадлежал этот передатчик, нет. Об этом можно судить по косвенным данным. Например, таким. Николаевский-на-Амуре межрайонный узел электрической связи подготовил к своему 140-летнему юбилею исто-рическую справку. В ней, в частности, говорится: "В экстремальные периоды на помощь Николаевской государственной радиостанции спешили ведомственные - военных моряков... Так было во времена кулацкого мятежа в Чумикане в 1927 году, во время спасения челюскинцев в 1934 году, во время посадки чкаловского экипажа на самолете АНТ-25 на безвестном тогда острове Удд в 1936 году".

В краевой газете "Тихоокеанская Звезда" (№ 175 (3350), 1 августа 1936 года) опубликована беседа с капитаном госбезопасности Липовским под рубрикой "Первые встречи" и заголовком "Мне выпало большое счастье". Липовский рассказывает: "… Я получил сообще-ние начальника поста на острове Лангр Быкова: "В 19 часов 45 минут над островом был виден самолет. Он летел на высоте 50 метров в течение четырех минут, а затем скрылся по направлению залива Счастья".

О сообщении Быкова Липовский немедленно доложил в Москву М. Кагановичу. На тот момент экипаж самолета уже длительное время не выходил на связь, и судьба его была неизвестна. По направлению полета было ясно, что самолет сбился с нужного курса и в условиях плохой видимости может разбиться о прибрежные сопки. Тогда и было принято решение срочно радировать на борт телеграмму за подписью Орджоникидзе - прекратить полет. Ближайшая к самолету действующая радиостанция, сигналы которой принял экипаж терпящего бедствие самолета, находилась у пограничников на острове Лангр.

Чкалов выполнил посадку. Экипажу нужно было определяться, где он приземлился, и радировать, что все живы и невредимы. Этот момент Беляков описывает так: "Вместе с Байдуковым мы составляем текст радиограммы. Так как название острова продолжает оставаться неясным (!?), отыскиваем на карте широту и долготу места посадки. Прибежавшие к самолету местные жители называют остров - Удд. На карте, которой пользовался экипаж, такого острова нет. Среди островов, отделяющих от Охотского моря залив Счастья, значится остров Ур. Превозмогая усталость, стараюсь четко воспроизвести ключом знаки Морзе и передаю радиограмму: "Сидим на острове Удд. Экипаж в порядке, нужна техническая помощь для взлета...". Была ли эта радиограмма принята, неизвестно..

"…А точнее трепачи"

Г. Байдуков вспоминает, что на следующее утро у Чкалова было плохое настроение. Его мучили мысли о том, что он не сдержал своих заверений Политбюро и лично Сталину о достижении конечного пункта полета: "Получается, мы хвастунишки, болтуны, а точнее - трепачи". Позже на остров прилетел командир звена пограничного авиаотряда Шестов и сообщил, что правительство ждет доклада экипажа по прямому проводу. На доклад Шестов увез штурмана Белякова. Очевидно, штурману было проще объяснить полетную ситуацию, сложившуюся над Охотским морем.

Доклад Белякова лег на стол Гаю - начальнику Особого отдела Главного управления Госбезопасности НКВД СССР. Все, что говорил Беляков, Гай выделил в сообщении прямой речью и разбил доклад на три пункта:

"1. Самолет по условиям погоды не мог пробиться в Хабаровск, где мы предполагали сделать ночью посадку... Сели на острове Удд (по карте Ур) в заливе Счастья в 50 километрах к северо-востоку от Николаевска-на-Амуре... Экипаж невредим. При посадке у самолета увязла в морском песке правая нога, и отлетело колесо правой ноги.

2. Предполагаем изготовить новую ось правой ноги в мастерских речного порта (Николаевского-на-Амуре). Произвести некоторые уравнительные работы на площадке и дня через два-три вылететь с места посадки в пункт по Вашему указанию...

3. Самолет продержался в воздухе 55 часов 25 минут при средней высоте полета 4000 метров. Слепого полета было более 10 часов...

В изложении сообщения Белякова Гаем для Поскребышева бросается в глаза два момента.

Первый. Во всех последующих официальных заявлениях и документах, а также мемуарах членов экипажа говорится, что самолет находился в полете не 55 часов 25 минут, как первоначально докладывал штурман Беляков, а 56 часов 20 минут. Когда время полета подходило к 55 часам, самолет едва не задел гору мыса Меншикова, отвернул в сторону моря и начал поиск выхода к устью Амура.

Второй. Объявлено, что самолет преодолел 9374 километра. То есть экипаж побил рекорд дальности полета, установленный французскими летчиками. Из этого расстояния 8774 километра были пройдены по заданному маршруту и 600 километров - при обходе циклонов в районе Северной Земли и во время слепого полета над Охотским морем.

Расстояние от Николаевска-на-Амуре до Хабаровска, которое экипажу не удалось преодолеть, составляет 625 километров. Это значит, что если самолет находился в воздухе 55 часов 25 минут, не было добавленных 600 км, то не было и побития рекорда французских летчиков...

Взлететь с грунтовой полосы В. Чкалову не удалось, и он обратился с просьбой к маршалу Блюхеру выстелить взлетную полосу пиломатериалом. Доски были погружены на баржи и переброшены по морю. Из них сооружена взлетная полоса длиной 400, шириной 50 метров. 

Утром 2 августа АНТ-25 поднялся над островком. Деревянную взлетную полосу разобрали. Часть лесоматериалов передали  пограничникам, которые построили из них на острове Лангр, переименованном в остров Байдуков, несколько домов.

Забыты безымянными

Комбрига Кошелева, коменданта Нижнее-Амурского укрепрайона, обеспечившего успешный вылет Чкалова с острова Удд, арестовали в 1937 году. Ровно через год после выхода указа о награждении его орденом "Знак Почета", то есть 13.08.1937 года, расстреляли как врага народа. Кошелев разделил трагическую участь 220 из 400 имевшихся в СССР комбригов.

Аналогичной оказалась судьба начальника Управления госбезо-пасности Нижне-Амурского областного управления НКВД, непос-редственно руководившего 65 морским погранотрядом Л.Ф. Липовского (интервью с ним было опубликовано в "ТОЗе. В.Б.) На основании постановления НКВД СССР, Прокурора СССР и Председателя Военной коллегии Верховного суда СССР в 1938 году он был расстрелян.

Их имена исчезли даже из мемуарных воспоминаний Г. Байдукова и А. Белякова. Там, где необходимо было рассказать о событиях с участием Л. Липовского, Г. Байдуков подменил его летчиком Шестовым. Якобы Шестов, а не Липовский доставил на остров благую весть о присвоении пилотам звания Героев Советского Союза.

А. Беляков не пошел на подмену "действующих лиц" вымышленными персонажами. Постарался изложить пережитые события более правдиво. Поэтому сцена получения экипажем сообщения о награждении у него описана без упоминания имен.

В конце августа 1936 года газета "Правда" опубликовала выдержки из приказа С. Орджоникидзе о премировании колхозников и рыбаков острова Чкалов: "Отмечая помощь и товарищеское содействие, оказанные экипажу самолета АНТ-25 во время пребывания его на острове Чкалов, Орджоникидзе объявил им благодарность и премировал председателя колхоза Чимчак и колхозника Пхейм ружьями и патефонами с пластинками, Смирнову Ф.А. (а куда же делся ее якобы муж Тен Мен-лен?), у которой на квартире останавливался экипаж, - швейной машинкой и патефоном с пластинками".

Орджоникидзе приказал также перевести в распоряжение секре-таря Нижне-Амурского обкома партии Мякинена для премирования колхозников острова Чкалова 100 охотничьих ружей, 50 патефонов с пластинками, 200 метров мануфактуры и хозяйственный инвентарь на три тысячи рублей.

На острове Удд было лишь несколько домиков. Это хорошо видно по фотографии, сделанной в 1936 году с самолета. Зачем же такой ружейный арсенал и столько хозяйственной утвари? Если одарить островитян выделенными Орджоникидзе ружьями, то получится несколько штук на брата.

Никаких документов, свидетельствующих о поступлении подар-ков Орджоникидзе и распределении их рыбакам в фондах Нижне-Амурского обкома партии, хранящихся в Государственном архиве Хабаровского края, нет. На самом деле они предназначались не рыбакам, а участникам обеспечения вынужденной посадки и взлета самолета АНТ-25. Наградили воинов и пограничников закрыто и буднично. Документы о награждении  засекретили.

В 1938 году В.П. Чкалова не стало. Но участие в обеспечении посадки чкаловского АНТ-25 на остров Удд сказалось на дальнейшей судьбе Федора Быкова. Незадолго до демобилизации его приняли в члены ВКП(б). Николаевский обком партии направил Быкова на должность комсорга ЦК ВЛКСМ Амуррыбтреста, а в дальнейшем рекомендовал секретарем партийного комитета рыбокомбината…

 

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ

ПОГИБ? ИЛИ БЫЛ УБИТ?

А эти данные из статьи Светланы Самоделовлй, опубликованной в "Московском Комсомольце" (№22850) 16 ноября 2001 года.

Воздушный хулиган

В тот роковой морозный день - 15 декабря - Валерий Чкалов поднял в воздух скоростной истребитель И-180. Это был первый полет опытной машины конструктора Поликарпова и последний день жизни летчика Валерия Чкалова. До аэродрома он не дотянул около двух километров. При ударе Чкалова выбросило вперед на 15 метров. Рабочие склада нашли его еще живым. Умер он в приемном покое.

Но родные, близкие летчика считают, что он был убит. Почему? Официальная биография Чкалова известна. Может быть, разгадка его смерти кроется как раз в фактах, которые не вошли в официальную биографию?

Отец послал его учиться в Череповецкое техническое училище. Судовым механиком Чкалов не стал, навигацию кочегарил на паро-ходе, однажды увидел над Волгой самолет, и появилась у парня мечта. Сосед посоветовал для начала пойти добровольцем в Красную Армию, где Чкалов стал учеником слесаря по ремонту самолетов и моторов. Спустя год он уже был самым молодым учлетом в теоретической авиационной школе.

Ни в одной книге, ни в одной статье не упоминается, что курсант Егорьевской летной школы Валерий Чкалов в то время был уже женат. Это был гражданский брак, считал сын Чкалова Игорь. Директор Мемориального музея Чкалова Валентин Лукин утверждает, что брак Валерия Чкалова и Лидии Крыловой был зарегистрирован в городе Егорьевске, и продлился полгода. Позже в приговоре суда от 16 ноября 1925 года, когда Чкалову шел двадцать первый год, было указано, что осужденный "происходит из крестьян, разведен..."

Из Дании в Серпухов, где Чкалов заканчивал четвертую по счету летную школу (стрельбы и бомбометания), прибыли германские истребители "Фоккер". Валерий так "опробовал" самолет, что немцам пришлось срочно вызывать с завода сварщиков, Чкалова на шесть месяцев исключили из комсомола. В анкете аттестационной комиссии в графе "отношение к Советской власти" он пишет: "сочувствующий", в результате в характеристике черным по белому появляются строки: "политически развит слабо". О восстановлении его в комсомоле история умалчивает. Во всяком случае, в последующие годы, вплоть до 1937 года, когда он в один миг, по решению ЦК партии, стал коммунистом, в анкетах писал: беспартийный.

Во время первого полета в 1-й Ленинградской Краснознаменной истребительной эскадрилье выпускник Высшей летной школы Чкалов стал неожиданно выполнять фигуры высшего пилотажа, для которых этот самолет рассчитан не был и мог развалиться в воздухе. В результате летчику объявлено наказание - пять суток гауптвахты. И с тех пор за ним закрепилась репутация "вздушного хулигана".

Дважды судим трибуналом           

О том, что Чкалов два раза судился Военным трибуналом, в советское время говорить было не принято. С первой судимостью Чкалова осенью 1925 года связано немало слухов. А на самом деле все просто. В приговоре судебного заседания сказано, что Чкалов, будучи военлетом 1-й эскадрильи, явился на аэродром для совер-шения учебного группового полета пьяным. Выездная сессия судебного заседания приговорила Чкалова к лишению свободы на один год. Потом было принято во внимание его пролетарское происхождение, молодость, и срок снизили до шести месяцев. Но это - опять же из официальных источников. Сын Чкалова Игорь считает, что то была месть командира летного отряда Павлушова. Чкалов победил его в воздушном учебном бою и принудил сесть. Павлушов нашел действия подчиненного  слишком рискованными и отстранил  от полетов. Оскорбленный Чкалов выпил и при всех набил морду своему командиру...

Через год после первой судимости Чкалов был восстановлен в рядах ВВС. Его командировали на воздушный парад в Москву, разрешили делать любую фигуру на любой высоте, на параде отметили особым приказом и денежной премией. Но снова ЧП: во время учебного боя на высоте 800 метров атакующий Чкалов, не соблюдая установленную для воздушного боя дистанцию, задел самолет летчика Дроздова… и  оказался на гауптвахте, что закон-чилось для него нервным срывом. Во врачебном освиде-тельствовании того времени упоминается, что Чкалов находился в отпуске по причине неврастении.

Спустя год, в июле 1928 года, на гомельском аэродроме при посадке на точность Чкалов зацепил хвостом край оврага. А еще через две недели, перелетая со звеном истребителей из Гомеля в Брянск, он снизился на слишком малую высоту, самолет запутался в проводах телеграфной линии и упал. Чкалова снова отстранили от полетов, а в ноябре присудили к одному году лишения свободы. К статистической карте аварии прилагалась характеристика на Чкалова, в которой упоминался "незначительный шизоидный статус, выража-ющийся в недостаточной выдержанности в поступках, бравадой ими, самоуверенности". Девятнадцать дней летчик провел в Брянской тюрьме... И на некоторое время был разлучен с военной авиацией.

Месть оскорбленного "друга"

Став депутатом Верховного Совета, Чкалов каждую неделю встречался со Сталиным,  был с вождем на "ты". Однажды Сталин предложил ему должность наркома внутренних дел. Чкалов отказался. Вероятно, это было для Сталина оскорблением. На летчика было совершено семь покушений. Однажды он не сел на поезд, который пустили под откос, потом раскрыли заговор, в результате которого Чкалова должны были зарезать дети кулаков. А  уже перед самой гибелью подарили, зная его охотничью страсть, ящик патронов, которые давали осечку, а при переламывании ружья стреляли в обратную сторону...

Но Чкалов все равно погиб - при испытании самолета И-180, дефектная ведомость которого состояла из 48 пунктов, да и готовили машину к первому испытанию в страшной спешке. За три дня до аварии Берия сообщил руководству страны, что испытание самолета грозит гибелью летчика (этот документ сохранился). Полет отменили… на один день.

В 1975 году в Ванкувере (США) во время открытия монумента экипажу самолета АНТ-25 представителям СССР вручили буклеты американского производства, где было написано: "Валерий Чкалов. Родился 2 февраля 1904 года, УБИТ 15 декабря 1938 года".

 

 

 

Comments