Александр Желенин

Есть ли будущее у России?

 

Недавно пошел за тортиком к дню рожденья. Захожу в магазин. Причем не в какой-нибудь захудалый, в спальном районе, а в самом что ни на есть центре Москвы, на Арбате.

Выбираю тортик.

Рядом стоит пожилая женщина и ругает власть. Смотрите, говорит, какие цены! Всё растут и растут, как на дрожжах. О людях они там (поднимает палец к потолку) не думают. Только бы ободрать нас как липку.

Внутренне соглашаюсь с ней.

К нам присоединяется другая женщина, помоложе. Согласно кивает головой. Лицо хмурое, тоже всем недовольна.

Только вооруженное восстание, настаивает пожилая, ничего, видно, больше не поможет. Вот придет какой-нибудь, как Сталин, наведет порядок. Я ведь довоенная, я еще помню, как при Сталине было.

Перспектива в общем не вдохновляет. Решаю заняться просветительством. Для начала пытаюсь объяснить, что Сталин, вообще-то поначалу был против вооруженного восстания в 1917-м. Но кому нужны эти историографические тонкости...

Да, нет, машет рукой женщина, главное, что бы он (тот, кто придет) взял все в кулак, наказал там кого надо… А то ведь распоясались совсем. Вот, тут, доверительно сообщает она, русского парня убили, а убийцу отпустили. "Вот именно!", - оживляется недовольная помоложе.

Не сложно догадаться, что речь о деле Мирзаева-Агафонова.

Вообще, пытаюсь объяснить я, суд пришел к выводу, что смерть Агафонова наступила не от удара Мирзаева. А от того, что невинный студент, он же милицейский курсант и, по совместительству, фигурант уголовного дела об ограблении Агафонов при падении ударился головой об асфальт. А от удара Мирзаева у него нашли только "ушиб мягких тканей лица".

Что тут началось! Окружающие заволновались. "Он его в висок ударил!", - уверяет меня современница Сталина. То, что Мирзаев был сантиметров на 30 ниже Агафонова и до виска последнего вряд ли бы достал даже при большом желании, для нее роли не играет.

"Почему отпустили, почему не посадили на всю оставшуюся жизнь?!", - возмущаются женщины и тут же, конечно же, вспоминают о других, "таких же", которые ездили по Москве и стреляли.

Действительно, ездили, действительно стреляли. В общем, неприятно. Но если здраво рассуждать, ведь не в людей стреляли, а в воздух. Никого не убили, не ранили.

Когда москвичи после Нового года в течение нескольких дней подряд непрерывно палят в воздух петардами и ракетницами (штуками, между прочим, не менее опасными, чем травматические пистолеты, из которых кавказцы стреляли на свадьбе), другие москвичи почему-то не призывают сажать их надолго.

Ну, хорошо. Постреляли кавказцы в воздух из травматических пистолетов. Посадите их на 15 суток, оштрафуйте, как положено, и дело с концом. Чего в истерике-то биться?

Но это если оставаться в рамках здравого смысла, фактов и элементарной логики.

Мы-то понимаем, что дело не в том, что один парень дал другому в морду за то, что тот оскорбил его девушку. И не в том, что какие-то мужики постреляли из травматики в воздух.

Более того. Дело даже не в том, что главными фигурантами обоих инцидентов были кавказцы. Хотя кавказец у нас виноват по определению, только потому, что он кавказец.

Дело все же в другом. А именно в том, что в течение последних двадцати лет лживая, подлая, воровская власть умело переводила социальное недовольство ее политикой в национальное русло, используя для этого любой самый мелкий информационный повод, ловко раздувая из мухи слона, поощряя самые примитивные ксенофобские настроения в обществе. А когда такого повода не было, она его создавала.

Чем еще были две чеченские войны, как не дымовым прикрытием бесконтрольного грабежа страны со стороны властей предержащих и их карманных олигархов? Этот грабеж привел к обнищанию большинства населения и власти срочно потребовался громоотвод. На его роль власть через подконтрольные ей СМИ определила вначале чеченцев, потом всех кавказцев, мигрантов из Средней Азии.

Беда в том, что на каждом шагу убеждаешься, что усилия власти по бесконечному разжиганию национальных противоречий увенчались успехом.

Русский народ (во всяком случае, если верить лукавым соцопросам, его большинство) сегодня твердо убежден, что если в кране нет воды, значит, ее выпили кавказцы. Или таджики с узбеками. Сегодня его и подталкивать к таким выводам не надо, у него уже условный рефлекс выработался.

Народ получил универсальный ответ на все свои животрепещущие вопросы.

Цены в магазинах растут? Улицы не убирают? Чиновники взятки требуют? Это не потому, что экономическая система у нас такая. Нет, что вы! И не потому, что власть, создавшая эту систему, оберегает ее, а заодно и свою систему политического господства, как зеницу ока.

Нет, конечно! Это потому, что кавказцы распоясались.

На самом деле это ведь катастрофа. Пока, по преимуществу, в головах. Но не исключено, что мы уже в той стадии, когда ничтожного щелчка будет достаточно, чтобы колосс под названием Российская Федерация рассыпался как карточный домик.

Освободив Мирзаева, Путин (понятно, что за спиной московского судьи, принявшего решение о его освобождении, стоял наш гарант с его "вертикалью") в кои-то веки проявил государственную мудрость. Не потому что он любит Россию (если и любит, то, как писал поэт, "странною любовью"). Путин любит, прежде всего, себя и руководствуется исключительно собственными интересами. Главнейший из которых - удержать власть в своих руках. Причем, желательно, над всей страной, а не над какой-то ее частью. Именно поэтому он и освободил Мирзаева.

Для наглядности, еще одна зарисовка с натуры. Там же в Москве, на Арбате, какие-то очередные, оболваненные властью молодые отморозки без всякого повода прыснули в лицо из газового баллончика двум молодым кавказцам. Те оказались не из робкого десятка, бросились на своих обидчиков. Герои эпической борьбы за Россию без Кавказа кинулись в бега. Возмущенные кавказцы обратились к патрульным полицейским со словами: "мы тоже граждане России".

Уж не знаю, чем там дело кончилось, но констатируем, что пока молодые кавказцы, приезжая в столицу, еще простодушно считают себя гражданами России. А северокавказские удельные князьки еще апеллируют к Путину. Пусть как к гаранту их собственной власти и благополучия, что тоже понятно.

Проблема в том, что все это держится сейчас на очень тоненькой ниточке. Не исключено, что если бы Мирзаеву дали больший срок, эта ниточка лопнула бы. Потому что, сколько можно плевать кавказцам в лицо, оскорбляя их на улицах, стадионах, в СМИ, вопя "хватит кормить Кавказ!". В конце концов, они плюнут на Россию и скажут, что им такие кормильцы не нужны.

А мы-то? Мы любители единой и неделимой и рады. Да, пусть они отделяются, кричала мне современница Сталина в московском магазине. И разве она одна так кричит?

Проблема в том, что те, кто так кричат, не понимают, что как только отпадет Кавказ, посыплются и другие, в том числе, и по преимуществу русские регионы.

Тот, кто бывал на Дальнем Востоке, наверняка после разговоров с местными жителями не мог отделаться от ощущения, что люди там уже давно внутренне отделили себя от остальной страны. И это их внутреннее самоощущение является производным их ежедневного бытия.

Вся экономика региона выстроена под сотрудничество с Китаем, Японией, Кореей, дальневосточники работают с этими странами, живут от торговли с ними, отдыхают там. Долететь до Москвы или Сочи в разы дороже, чем до соседних Китая или Японии.

Власть в Москве реально ничего не делает, чтобы приблизить эти территории к центральной России. Только отбирает все, а потом по крохам распределяет. А крупные чиновники отмывают миллиарды, выделяемые якобы на развитие этого края.

Кстати, в том арбатском магазине к нашему разговору подключился некий представительный мужчина, который, по его словам, много лет жил и работал на Дальнем Востоке. Мужчина оказался патриотом. А куда они пойдут, если выйдут из состава России, с вызовом спросил он меня, когда я сказал, что в случае очередной войны на Кавказе вначале отпадут северокавказские республики, а потом Дальний Восток.

Я не нашелся, что ответить, хотя по здравому размышлению, им, дальневосточникам, ведь идти никуда не надо. Все что им нужно, и даже сверх того, у них есть. Как торговали с Японией, Кореей и Китаем, так и будут торговать.

Вопрос, говорю, в другом. Вот вы жили на Дальнем Востоке, а теперь живете здесь, в Москве. Почему? Мужчина смутился, опустил глаза, забормотал "да, да" и отошел.

Понимаю, что разговор с несколькими согражданами в магазине - выборка не слишком репрезентативная. Хотя за фокус-группу сойдет.

Проблема в том, что эта импровизированная фокус-группа - капля, в которой, к сожалению, отражается океан.

Вполне репрезентативные опросы солидных центров исследования общественного мнения показывают, что эти само разрушительные настроения являются преобладающими в российском обществе. В разное время, в зависимости от постановки вопроса, от 60 до 80 с лишним процентов москвичей высказывались за выселение всех кавказцев из столицы.

Давайте на минуту представим, что произойдет, если кто-то из политиков попытается реализовать эти пожелания… Тут же будут приняты ответные меры в отношении русских на Северном Кавказе. А это очередная война. И почему-то есть ощущение, что третью за последние 20 лет кавказскую войну Россия уже не переживет. Во всяком случае, в тех границах, в которых она существует сейчас.

Потому что за Кавказом последует Дальний Восток, за ним - Калининград, за Калининградом - Поволжье, Карелия и… все. Та страна Россия, которую мы сегодня знаем, исчезнет с географической карты.

Выход? Теоретически, он есть. И заключается в необходимости радикального изменения экономической и политической систем страны, объективно и субъективно разрушающих ее.

Все зависит от воли народа и его политически активного меньшинства.

 

         Прошлое не бывает впереди

 

Недавно мне понадобилось уточнить цитату из знаменитого письма Белинского к Гоголю. Без труда нашел это письмо в Интернете, начал перечитывать и… схватился за голову. Мама дорогая! Письмо написано в 1847 году, за 14 лет до отмены крепостного права. Но как же оно актуально!

Напомню, что этот шедевр русской публицистики и общественной мысли был ответом на публикацию многотысячными тиражами (при активном содействии царского правительства) книги Николая Гоголя "Выбранные места из переписки с друзьями".

Великий писатель, автор бессмертных (прошу прощения за каламбур) "Мертвых душ" и "Ревизора" в этом сборнике фактически отрекался от своих лучших произведений, ударяясь в религию и в поддержку господствовавшей идеологии в формулировке "православие, самодержавие, народность".

Конечно, параллели всегда условны. Россия середины XIX века - страна практически неприкрытого рабовладения, где ничтожная часть общества (дворянство) оптом и в розницу, как скотину, продавала другую его часть (крестьянство). Слово "раб" по отношению к крепостному крестьянину употреблялось практически повсеместно. Даже у Пушкина в "Евгении Онегине" мы находим: "Ярем он барщины старинной оброком легким заменил, и раб судьбу благословил".

Уже 150 лет, как в России рабов нет. Во всяком случае, формально. Было, правда, государственное крепостничество для колхозников при Сталине, но это немного другая история, хотя, без сомнения, ментально связанная с предыдущей …

Без малого 100 лет, как нет в России и царя. Однако не заметить общего между временем Белинского и Гоголя и нынешней эпохой невозможно.

Так же, как тогда, передовая интеллигенция сегодня критикует православную церковь за продажность и служение не богу, а подлой и жестокой земной власти. Так же, как сегодня, тогдашние охранители, в том числе, и ставший в одночасье одним из них Гоголь, стремились оградить православную церковь от "европейских крикунов".

Однако Гоголь все-таки не был бы Гоголем, если бы призвал соотечественников грудью встать за "святую церковь". Он писал А.П. Толстому: "…храни нас Бог защищать теперь нашу Церковь! Это значит уронить ее". Да, до такого интеллектуального уровня охранительства нашим нынешним ряженым "казачкам" расти и расти...

И, тем не менее, Белинский в ярости. Он не может простить Гоголю того, что великий писатель перешел на сторону самодержавия и реакции. К тому же, у них очевидно разный взгляд на свою страну.

"Вы не заметили, что Россия видит свое спасение не в мистицизме, не в аскетизме, не в пиэтизме, а в успехах цивилизации, просвещения, гуманности. Ей нужны не проповеди (довольно она слышала их!), не молитвы (довольно она твердила их!), а пробуждение в народе чувства человеческого достоинства, столько веков потерянного в грязи и навозе, права и законы, сообразные не с учением церкви, а с здравым смыслом и справедливостью, и строгое, по возможности, их выполнение", - пишет Белинский Гоголю.

Вместо этого, продолжает великий критик, Россия "… представляет собою ужасное зрелище страны, …где, наконец, нет не только никаких гарантий для личности, чести и собственности, но нет даже и полицейского порядка, а есть только огромные корпорации разных служебных воров и грабителей".

Не правда ли, звучит так, как будто сегодня написано, а не 165 лет назад?

В ужасе от книги Гоголя, Белинский пишет ему: "Проповедник кнута, апостол невежества, поборник обскурантизма и мракобесия… Что Вы подобное учение опираете на православную церковь - это я еще понимаю: она всегда была опорою кнута и угодницей деспотизма; но Христа-то зачем Вы примешали тут? Что Вы нашли общего между ним и какою-нибудь, а тем более православною церковью? Он первый возвестил людям учение свободы, равенства и братства и мученичеством запечатлел, утвердил истину своего учения. И оно только до тех пор и было спасением людей, пока не организовалось в церковь… Церковь же явилась иерархией, стало быть, поборницею неравенства, льстецом власти, врагом и гонительницею братства между людьми, - чем и продолжает быть до сих пор".

Читаешь, и страшно становится за Виссариона Григорьевича - как бы не схватить ему "двушечку". И неважно, что умер, сейчас на такие подробности научились не обращать внимания.

Если серьезно, то в голове не укладывается. У нас, в 2012 году, действует 14 статья Конституции, которая четко и недвусмысленно гласит: "Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом".

В 1847 году, когда Белинский обличал православную церковь, она, напротив, была неотъемлемой частью государственной машины, а православие - государственной религией. Вообще, слово "православный" тогда было синонимом слова "русский", а "инородцы" и "иноверцы" в Российской Империи существенно ограничивались в правах.

Но, поскольку срок давности "преступления" Белинского явно вышел, можно продолжить. Русское православное духовенство Белинский называет "гнусным", по его словам, оно "никогда ничем не было, кроме как слугою и рабом светской власти".

Неужели, пишет Белинский Гоголю, "в самом деле Вы не знаете, что наше духовенство находится во всеобщем презрении у русского общества и русского народа? Про кого русский народ рассказывает похабную сказку? Про попа, попадью, попову дочь и попова работника. Кого русский народ называет: дурья порода, колуханы, жеребцы? - Попов. Не есть ли поп на Руси, для всех русских, представитель обжорства, скупости, низкопоклонничества, бесстыдства? И будто всего этого Вы не знаете? Странно! По-Вашему, русский народ - самый религиозный в мире: ложь! Основа религиозности есть пиэтизм, благоговение, страх божий. А русский человек произносит имя божие, почесывая себе задницу. Он говорит об образе: годится - молиться, не годится - горшки покрывать (выделено Белинским - "Росбалт"). Приглядитесь пристальнее, и Вы увидите, что это по натуре своей глубоко атеистический народ. В нем еще много суеверия, но нет и следа религиозности".

По мнению Белинского русскому народу не свойственна "мистическая экзальтация". Он считает, что это "вовсе не в его натуре". У русского народа "слишком много для этого здравого смысла, ясности и положительности в уме; и вот в этом-то, может быть, и заключается огромность исторических судеб его в будущем", - пророчествует великий мыслитель.

И еще одно поразительно меткое наблюдение Белинского, не потерявшее актуальности по сей день: "когда европейцем, особенно католиком, овладевает религиозный дух - он делается обличителем неправой власти, подобно еврейским пророкам, обличавшим в беззаконии сильных земли. У нас же наоборот, постигнет человека (даже порядочного) болезнь, известная у врачей-психиатров под именем religiosa mania, он тотчас же земному богу подкурит больше, чем небесному".

Взгляды Белинского были совершенно революционными. Однако, вопреки современному толкованию причин, по которым русские интеллигенты XIX - начала XX веков становились непримиримыми противниками действовавшей власти, Белинский не встает в лагерь ее защитников не потому, что она власть, как таковая, а потому что она лжива, лицемерна, потому что является покровителем и представителем "корпораций разных служебных воров и грабителей".

В чем еще сходство и различие эпохи Белинского и Гоголя с нынешним временем?

Тогда государство всеми силами стремилось законсервировать старое российское общество - с десятками миллионов невежественных крестьян, прикрепленных к барину и общине, законсервировать отжившие производственные и общественные отношения, в том числе, и созданием искусственных идеологем, вроде "православия, самодержавия, народности". И лишь небольшая группка революционной интеллигенции на свой страх и риск пыталась тащить общество вперед.

Последние 20 и, особенно, последние 13 лет государство в России последовательно тянуло назад вполне себе просвещенное постсоветское общество.

Впрочем, ноги наших правителей при этом неизбежно и, порой, весьма комично, разъезжаются в разные стороны. Одна нога тянется к прогрессу, в Европу, а другая в самое мрачное мракобесие, пытаясь, в том числе, и в законах, совместить несовместимое.

И когда в декабре 2011 года часть общества, наконец, открыто заявила, что не собирается пятиться ни задом, ни передом, власть сочла это покушением на устои, то бишь, на саму себя…

И еще немного на тему "власть и художник". В Москве, в самом начале Арбата красуется афиша одного из творческих друзей президента Путина, и члена его правящей консервативной партии Александра Розенбаума. На афише надпись: "Вперед в прошлое".

Не знаю, о каком прошлом идет речь. Может о прошлом самого артиста, сказать трудно. Но как бы то ни было, этот слоган вполне мог бы стать девизом не только "Единой России", объявившей консерватизм своей идеологией, да и всей нынешней правящей "элиты".

Проблема только в том, что впереди прошлого нет. Прошлое - всегда позади.

 

                   Прощай, светская Россия?

 

Депутат-единорос Александр Сидякин, ставший широко известным после того, как он внес в Госдуму проекты законов об "иностранных агентах" и резком увеличении штрафов за "неправильное" участие в митингах, в среду опроверг информацию о том, что он готовит новый "горячий" законопроект - на этот раз об уголовной ответственности за богохульство.

Как ранее сообщалось в СМИ со ссылками на "Твиттер" самого законодателя, Сидякин, изучив законодательство Германии и Австрии, нашел там параграфы, предусматривающие тюремные сроки за "оскорбление веры" и "вмешательство в исполнении судебных обрядов", после чего решил предложить и в России ужесточить ответственность за надругательство над святынями.

Учитывая повышенную злободневность законопроектов Сидякина - увеличение штрафов для митингующих он придумал как раз в тот момент, когда власти ломали голову, по какому закону им бороться с "гуляющими гражданами", вдруг заполонившими московские бульвары, а также то обстоятельство, что ярлык "иностранный агент" он аналогичным образом подсмотрел в заграничных законах, новость вызвала повышенный резонанс. Действительно, когда неизвестные принялись пилить кресты, самое время принимать закон о богохульстве. Никто уже сильно не возмутится.

Однако спустя сутки Сидякин в том же своем "Твиттере" сделал такую запись: "Сообщаю, что не занимаюсь законотворчеством о богохульстве, святотатстве и уголовной ответственности за оскорбление религиозных чувств верующих. Еще в марте мной был внесен законопроект, которым я предложил поднять планку штрафов в соответствии статье КоАП с 2 до 15 тысяч. Это пока все!".

То есть, все же не тюрьма, а снова наказание рублем. Спасибо и на этом? Как бы то ни было, уже ясно, что осенью нам не миновать продолжения той диковинной законотворческой активности, которая обуяла нашу партию власти под занавес весенней сессии. И тема взаимоотношений государства, общества и религии здесь явно обойдена уже не будет.

При этом аргумент "мы делаем как во всем цивилизованном мире", как видно, остается в моде. Хотя подобная ссылка действует уже не так безотказно, как, скажем, лет двадцать назад. Сегодня призыв "сделаем, как на Западе" не очень возбуждает политизированную публику, в особенности молодых. Они, поездившие по миру, поработавшие за границей, в отличие от своих родителей, благоговейно глядевших на Запад, не впадают в экстаз при этих словах - мало ли каких глупостей и анахронизмов нет в законодательстве той или иной страны, будь она трижды цивилизованной?

Что впишем теперь в свой УК запрет на охоту на кроликов из трамвая или на спаривание собак близ церквей (последнее, кстати, вполне тянет на "богохульство")? Если верить признанному аналитику и эксперту по американскому образу жизни Михаилу Задорнову, и такие законы в "цивилизованной Америке" имеются…

Понятно, что кивая на "европейский опыт", Сидякин и вся стоящая за ним российская власть, с одной стороны, хотят вернуться к Средневековью и "завинтить гайки", а с другой - выглядеть при этом цивилизованно.

Впрочем, если бы господин Сидякин заглянул в российский УК, то обнаружил бы, что там уже имеется целый букет статей, карающих за "возбуждение ненависти по мотивам религиозной розни". Причем по некоторым из них, например, по той же знаменитой 282-ой, можно сесть за такое "возбуждение" лет на пять.

Но есть и те, кому этих статей недостаточно, кто хочет именно статью за богохульство, и Сидякин чутко улавливает этот запрос. Понять таких людей можно. По 282-й статье тех же Марию Алехину, Надежду Толоконникову и Екатерину Самуцевич из Pussy Riot посадить сложно. Ничего кощунственного в отношении чувств верующих (за исключением верующих во Владимира Путина и Владимира Гундяева) в словах их панк-молебна нет. Есть в нем, правда, матерщина, но это тянет лишь на мелкое хулиганство.

Совсем другое дело статья "богохульство". Благо трактовать это понятие можно весьма и весьма растяжимо. Под него, как и под "оскорбление чувств верующих", можно подвести что угодно. Например, критику иерархов РПЦ, их коммерческой деятельности или роскоши их скромного быта.

Только вот проблема - зайти с этим можно очень далеко. Надела девушка короткую юбку или оголила пупок - оскорбление чувств верующих! Кто скажет, что не оскорбление, когда некоторым ортодоксам это очень не нравится? А коли так - милости просим под уголовную статью!

Вообще, "оскорбление чувств верующих" может стать практически универсальным инструментом борьбы с любым инакомыслием, ведь одного верующего оскорбляют голые женские ноги, другого - те же ноги в джинсах, третьего - неуважение к богоподобному президенту или патриарху и так далее… Всегда найдется нужный верующий, который скажет, что его религиозные нежные чувства кем-то или чем-то грубо оскорблены.

И пусть найдутся тысячи других верующих, которые заявят, что они относятся к этому же нормально - нужная уголовная статья и потерпевший уже есть.

Вопрос на самом деле в том, готово ли современное передовое образованное российское общество терпеть это иезуитство. Готовы ли мы, чтобы религия вмешивалась в уголовное и гражданское право? Готовы ли, чтобы на месте нынешней, все еще более-менее светской России, появилось бы теократическое государство, где уголовное законодательство строится не на примате прав и свобод человека, а определялось бы церковниками и разнообразными верующими в зависимости от того, как они трактуют священное писание, или от того, как им промыл мозги государственный канал?

Понятно, что для некоторых наших консерваторов теократический Иран, в котором несколько богословов определяют законодательство, внешнюю и внутреннюю политику, в котором женщину могут забить камнями за то, за что мужчине ничего не будет - просто идеал. Понятно уже и то, что те, кто пытаются протащить подобные законы, не понимают, что это еще больше усилит ту конфронтацию в обществе, которой они так пугают обывателя и которую сами же и подстегивают.

Уголовное преследование девушек из Pussy Riot уже подняло остроту противостояния значительной части общества (включая и многих верующих) с властью и РПЦ на невиданный с 1920-х годов уровень. Разница лишь в том, что тогда атеистическое государство боролось против церкви, а сегодня церковь вместе с государством борется против значительной части общества.

Напомним, что на последнем "Марше миллионов" десятки тысяч людей скандировали слова поддержки девушкам из Pussy Riot.

Если кто-то во власти думает, что законы о "богохульстве" (или им подобные), сократят число недовольных, то он глубоко ошибается. Скорее наоборот - умножат.

 

            "Облико морале" для пещеры

 

Выражение "театр абсурда" уже не в полной мере отражает то, что происходит сейчас в нашей стране. Попытки проснувшегося гражданского общества отстоять светские основы государства встречают свирепое сопротивление со стороны власти, аффилированной с ней церкви и религиозных активистов самого разного толка.

Вопрос о том, куда, к какому обществу мы идем, возникает при этом сам собой. Чтобы понять, куда хочет вернуть нас власть, стоит пойти от обратного. Представим себе общество, где кучка православных талмудистов в ежедневном режиме будет решать, что нравственно, а что нет, что должны, а что не должны надевать, есть, смотреть по телевизору и в кино россияне. Общество со свирепствующей цензурой, которая, конечно же, озабочена исключительно нравственностью подведомственных граждан.

Избиения здоровыми мужиками одиноких женщин, стоящих с жалкими плакатиками в защиту Pussy Riot, формирование при поддержке путинского государства "православных дружин", которые будут заниматься этим же на постоянной основе, школы, заполненные священниками, мулами и раввинами - все это движение в том же направлении. В направлении пещеры.

Недавнее убийство двух женщин в Казани, которое тут же попытались преподнести как акцию защитников Pussy Riot - логичное продолжение всего этого мракобесия. Креатив провластных дегенератов, неспособных понять, что тот, кто выступает в поддержку Pussy Riot, не способен на подобное преступление в принципе. Потому что за девушек из этой панк-группы вступаются принципиальные сторонники защиты не только права человека на свободу самовыражения, но, в первую очередь, его права на жизнь и достоинство.

С 1 сентября вступил в силу еще один "подарочек" обществу, который оно, к сожалению, проглотило, не заметив на стадии обсуждения, и только теперь начинает удивляться последствиям. Речь о законе, якобы защищающем детей от вредной информации.

И вот уже на полном серьезе обсуждается запрет показа "Ну, погоди" до 23.00, ретуширование других знаменитых мультфильмов и кинокартин.

Роскомнадзор, правда, формирует комиссию экспертов, которые будут рекомендовать, что нравственно, а что нет, где есть секс и насилие и в допустимых ли для показа в прайм-тайм дозах они присутствуют.

Наличие в списке кандидатов на роль экспертов этой комиссии нескольких известных своими либеральными (без кавычек и в лучшем смысле этого слова) взглядами людей, таких как глава "Фонда защиты гласности" Алексей Симонов и председатель Союза журналистов России Всеволод Богданов, лишь придаст респектабельность принимаемым сомнительным решениям, но принципиально, вероятно ничего в этой сфере не изменит.

Президент Фонда защиты гласности Алексей Симонов сейчас в отпуске, но руководитель его службы информации Борис Тимошенко в своем комментарии "Росбалту" не исключил, что Симонов примет это предложение.

"Если только ругаться (с властью), то конструктива таким образом не добиться, а вот сотрудничество и с Генпрокуратурой и с другими (государственными) организациями время от времени у нас получается даже неплохо", - отметил представитель Фонда защиты гласности.

Всеволод Богданов, по его словам, уже даже побывал на первом заседании комиссии в качестве эксперта и отметил, что кое-что его смутило. "Судя по всему, там народ, который уже работал над законом о том, как уберечь подрастающее поколение от тлетворного влияния медийного пространства", - невесело пошутил он.

Тут стоит напомнить, что борьба за нравственность во все времена и во всех странах шла рука об руку с лицемерием, ханжеством и реальной моральной нечистоплотностью. Известно, например, что викторианская эпоха в Англии при внешней строгости нравов отличалась и самой разнузданной безнравственностью. Тогда процветали проституция и гомосексуализм. Недаром до сих пор в английском языке прилагательное Victorian является синонимом слов "ханжеский", "лицемерный".

Можно не сомневаться, что и у нас, после вступления в действие "детозащитного" закона, реально ни один канал не откажется от многочисленных детективных сериалов со сценами насилия, крови и жестокости, которые идут почти по всем телеканалам в самый прайм-тайм.

Ну и последнее. Детей действительно надо защищать. От назойливых священников, лезущих в их неокрепшие души со всех федеральных каналов, от мракобесов и лицемеров, вещающих из телевизоров, от антинаучного взгляда на происхождение жизни, который уже протащили в школу под соусом благолепного курса "основы религиозных культур и светской этики". Заметим, протащили все те же господа, озабоченные "облико морале" российского человека.

 

          В своем глазу не замечая леса

 

Вопрос происхождения чьих-либо денег всегда волнует широкую общественность. Если же речь заходит о деньгах несистемной оппозиции, то такие исследования тогда приобретают особенно волнующий характер.

Нашумевший фильм НТВ "Анатомия протеста-2" развил тему в нужном ключе. Если кто не видел этот шедевр слаженной работы спецслужб и преданных правительству журналистов, сообщим, что красной нитью через него проходит мысль о том, что несистемная оппозиция не просто получает деньги от враждебных государств, но и намеревается с их помощью захватить власть. За основу фильма, судя по всему, взяты материалы скрытой оперативной съемки "органов", фиксировавших переговоры людей, "похожих" на координатора "Левого фронта" Сергея Удальцова и главу комитета парламента Грузии по обороне и безопасности Гиви Таргамадзе. Последний, согласно фильму, и раздает "зеленые" российским оппозиционерам. Кадры оперативной съемки чудесным образом оказались в руках верного газпромовского канала.

Вся эта история на днях стала предметом специального обсуждения в Общественной палате. Депутат Госдумы, глава комитета по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая сразу же подчеркнула, что НТВ сам обратился в компетентные органы, дабы те провели проверку "горячих" фактов, изложенных в "Анатомии протеста-2". Так что слаженная работа разных звеньев государственного механизма налицо.

Само же обсуждение "Анатомии протеста-2" в ОП больше походило на партийное, профсоюзное или институтское собрание застойных времен, на котором тогдашняя прогрессивная общественность клеймила враждебные Советской Родине элементы.

Собравшиеся в ОП партийные босы в лице единороссов Ирины Яровой и Сергея Железняка, профсоюзные деятели, ветераны всех войн, юристы (Анатолий Кучерена) и экономисты (Иосиф Дискин) прямо или косвенно, но весьма эмоционально, призывали компетентные органы возбудить уголовные дела в отношении несистемных оппозиционеров, которые, как сказала Яровая, "ведут работу и кормятся из тех же рук, что и террористы, берут деньги у тех, кто ненавидит Россию".

Приравненные к террористам оппозиционеры на заседании были представлены в лице депутата Госдумы Ильи Пономарева и телеведущей Ксении Собчак. Последняя сказала, что ее "взгляды совершенно не совпадают со взглядами Сергея Удальцова", однако она "считает его соратником по борьбе, хотя и с другого фланга".

Собчак посоветовала присутствующим обратить внимание на то, кому выгодно появление такого фильма, заметив, что Удальцов "единственный оппозиционный политик, которого освещают федеральные каналы, приглашают на ток-шоу и так далее".

В свою очередь, Илья Пономарев решительно заявил, что является другом Удальцова и его товарищем по "Левому фронту". Вместе с тем, он предложил присутствующим обратить внимание на тот факт, что, несмотря на то, что у нас нет дипломатических отношений с Грузией и для поездок ее граждан в РФ существует визовый режим, "враг России" Гиви Таргамадзе благополучно пересек российскую границу, жил здесь какое-то время, встречаясь, по утверждению российских спецслужб и телеканала с оппозиционерами, а затем беспрепятственно выехал домой.

Депутат посоветовал собравшимся в зале борцам с "иностранными агентами" подумать, что же все-таки это было: блестяще проведенная, или, напротив, бездарно проваленная операция спецслужб?

Можно, конечно допустить, что не то и не другое, а обычная провокация. Конечно, сказать, что оппозиция - вся в белом, нельзя. Взять хотя бы то же сотрудничество либеральной и левой оппозиции с националистами, участие последних в "общегражданских" акциях протеста в Москве. Этим фактом НТВ от души кололо в глаза оппонентам власти в своем фильме. Между тем призыв отмежеваться от националистов давно звучал и от части либералов, и от большинства левых активистов. Однако "болотный" оргкомитет раз за разом приглашал националистические организации к совместному участию в акциях протеста.

С другой стороны, не запачкать костюмчик в "борьбе с медведем", учитывая очевидный перевес сил, невозможно. Да и вообще, политика, как известно вещь не очень чистая. Однако, прежде чем предъявлять претензии оппозиции, власти стоило бы обратить внимание на себя.

Еще несколько лет назад в СМИ появилась информация о том, что скинхеды тренируются на базе одного из учебных центров МВД в Москве. Никто из милицейских чиновников уволен за это не был. Вопрос: это сотрудничество власти с откровенными нацистами или нет? Или другой пример. Через несколько дней после победы Путина на очередных президентских выборах, 14 марта этого года, глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев предложил разрешить стратегическим предприятиям свободно размещать 25% своих акций за рубежом. Что это, как не шаг к установлению экономического контроля Запада над нашей оборонкой?

Про "базу подскока" НАТО в Ульяновске, которая создается, естественно, с ведома и по поручению верховной российской власти, сказано уже столько, что подробности излишни.

Все это говорит о том, что врагом России быть не так страшно, как врагом ее нынешнего правительства.

 

Александр Желенин

Comments