Геннадий КУЛАГИН

    

 

СТРОЯ БАРАКИ, МЕЧТАЛИ О ДВОРЦАХ...

 

В Комсомольске-на-Амуре недалеко от Дворца железно-дорожников на улице Парижской Коммуны приютилось старое неказистое строение барачного типа.Таких бараков в Комсомольске когда-то было немало.

Тот, кто повнимательнее, заметит на южной стене сохранившиеся украшения: вверху идут правильно чередующиеся деревянные кружочки, ромбики и палочки,а на стене на одинаковом расстоянии друг от друга имеются обветшалые, как и всё строение, вертикально прикрепленные доски. Человек, разбирающийся в архитектуре, легко догадается, что кружочки, ромбики и палочки - это скромное подобие фриза,а доски на стене - что-то вроде пилястров. Судя по фризу, строители имели в виду дорический стиль архитектуры Древней Греции - самый старинный, отличающийся суровой простотой.

Мы,наверное,никогда уже не узнаем имени того мечтателя, которому в то далекое время, когда Комсомольск состоял из бараков и деревянных домишек, грезились будущие дворцы...Он, видимо, был образованным человеком,если разбирался в архитектурных стилях Древней Греции...

По словам старожилов,этот барак построили в 1938 году заключенные Нижне-Амурского лагеря.Здесь находился их клуб. Примерно с 1949 года с разрешения администрации культурно-воспитательной части Нижне-Амурлага клуб стали посещать и железнодорожники.И когда в 1955 году Нижне-Амурский лагерь в Комсомольске был ликвидирован, клуб передали железнодорожникам.

Еще живы многие из тех,кто помнит, какая бурная жизнь шла в клубе.Накануне 7-го Ноября и 1-го Мая проводились торжественные собрания с длинной речью по случаю праздника,с вручением премий и подарков передовикам.Затем следовало выступление художественной самодеятельности. А потом в тесноватом зальчике перед зрительным залом начинались танцы под  духовой оркестр.Там собирались молодые парни и женщины. Мужчины же устремлялись в буфет. Оттуда доносились громкие, разгоряченные голоса, стук падающих на пол пробок с пивных бутылок; за столиками, уставленными бутылками с пивом, шло бурное обсуждение производственных дел.Тут, как и во всём клубе, царила праздничная атмосфера всеобщего довольства...

И было как-то по-домашнему уютно в скромных стенах клуба, под его невысокими потолками...

А по воскресеньям и в праздники после обеда к клубу начинала сходиться ребятня с окрестных улиц.В те годы самым любимым развлечением являлось кино,- хоть и не было тогда еще не только широкоформатных,но даже и широкоэкранных фильмов; да и фильмы в основном были черно-белые.А телевизоры считались роскошью, мало кому доступной...

Мальчишки и девчонки начинали подходить к клубу еще задолго до его открытия. Число их быстро увеличивалось, и пришедшей кассирше приходилось пробиваться к входной двери с большим трудом - каждый стремился ворваться в клуб одним из первых, чтобы оказаться поближе к окошку кассы.

А это удавалось самым рослым и сильным  подросткам.

Дальнейшая борьба за билеты продолжалась уже между ними у окошка кассы.Каждый рвался к этому окошку,изо всех сил стремясь оттеснить других...

Остальной очереди,вытянувшейся за рвущейся к окошку кассы толпой подростков,не оставалось ничего другого,как терпеливо ждать.Это были те,кто не имел ни старшего брата,ни знакомых среди  мальчишек,рвущихся к кассе;не имел даже  знакомых одногод-ков,имевших старшего брата или знакомых подростков...

Те же, кто такие связи имел (а они составляли большинство), передавали деньги на билеты "своему" мальчишке у кассы,- так что у каждого из подростков, рвущихся к окошку,оказывался полный карман бумажных рублевок и трёшниц,а также монетной мело-чи.Протолкавшийся к кассовому окошку счастливец дрожащими от радости руками выкладывал перед кассиршей целую кучу денег - и та начинала считать...

Получив наконец целую ленту билетов,счастливчик с огромным трудом выдирался из толпы у кассы.Его обступали давшие ему деньги,начинался шумный дележ билетов...

...В конце концов все желающие попадали в зрительный зал. Последний поток вливался после окончания киножурнала.Все сидя-чие места бывали уже заняты,и вошедшим приходилось стоять вдоль стен или усаживаться на полу перед самым экраном (благо экраны тогда были по сравнению с нынешними в несколько раз меньше).

А по вечерам в клубе показывали фильмы для взрослых - причем не только по воскресеньям, но и в будние дни.

Часто проводились в клубе различные лекции,особенно о международном положении.

Давали несколько раз в году концерты художественной само-деятельности учащиеся 165-й железнодорожной школы.Выступали с концертами и самодеятельные коллективы, работавшие в клубе. 

Напротив клубного фасада имелась летняя танцплощадка. Танцевали под духовой оркестр фокстроты,вальсы,танго.

Одним словом, клуб много делал для отдыха и просвещения жителей прижелезно-дорожного района Комсомольска.

Впритык к задней стене бывшего клуба примыкает здание спортзала железнодорожников.Его строительство было закончено в 1957 году,  почти через двадцать лет после строительства клуба.Стена спортзала, обращенная к улице, как и стена клуба,тоже украшена пилястрами.И их, как и на стене клуба, также девять!

Конечно,стена спортзала несравнимо красивее.Спортзал - двухэтажное каменное здание,и пилястры на его стене настоя-щие, лепные.Их вершины имеют изящные украшения - капители.Это ионический стиль  Древней Греции,более молодой и роскошный,чем дорический.

Можно не сомневаться,что на мысль украсить стену спортзала пилястрами навела архитектора стена соседнего клуба.Наверное, он был  тронут стремлением первых строителей города придать клубу-бараку хоть какое-то сходство с изумительными храмами Эллады и решил хотя бы частично воплотить их мечты в жизнь.

          ........

В начале 1963 года принял первых гостей только что построенный Дворец железнодорожников.Это был действительно дворец! Огромное каменное здание,величественный фасад с широким крыльцом и двумя массивными четырехгранными колоннами,на фронтоне - лира в обрамлении лавровых листьев.

Внутри дворец еще более великолепен.Роскошные люстры в фойе и зрительном зале.На потолке у сцены,над боковыми дверями - позолоченная лепнина,на стенах - изящные бра в виде таких же янтарных лилий,как и на люстре.На дверях и на лоджиях - золотистые портьеры,занавес сцены тоже отливает золотом...Разница между Дворцом и старым клубом громадная!

Однако,если приглядеться к этим зданиям,можно найти сходство. Оба фасада смотрят на северо-восток.Оба они вытянуты в длину.На фасаде и там и там - как бы ниши перед входом.За входной дверью во Дворце находится длинный и узкий кассовый зал - так же было и в старом клубе. Есть и другие сходства... Несомненно, архитектор, создавший проект Дворца, принял за основу старый клуб.

Всё было хорошо во Дворце:и просторнее,и удобнее,и красивее...Однако к радости примешивалась и грусть по опустевшему клубу...Так переехавшие в квартиру в новом доме со всеми удобствами грустят иногда по комнате в старом бараке, где так уютно бывало сидеть долгими зимними вечерами у топящейся печки, слушая, как потрескивают горящие дрова...

А подряхлевшее помещение прежнего клуба железнодорожников продолжает трудиться. Долгое время в нем находился склад,сейчас - автостоянка.Видимо,сама судьба его хранит...Ведь это одно из самых старых строений Комсомольска, сохранившихся до наших дней, память о первостроителях, чьи мечты сбылись.

 

 ТРИ  ЗДАНИЯ  -  ТРИ   ЭПОХИ

 

Из всего наследия прошлого самое большое воздействие оказывают на живущих здания и вообще всякие сооружения:они всегда перед глазами,напоминая о людях,их строивших...Чтобы их видеть, не нужно ходить по музеям и картинным галереям...

Есть города древние,где всё прониза-но  духом минувших столетий и даже тысячелетий: Иерусалим, Афины,Рим.. .Есть города помоложе,  богатые памятниками архитектуры: Париж, Москва, Прага, Петербург.

Комсомольск сравнительно молодой город,старинной архитектурой он похвастаться не может.Однако и в нашем городе разные периоды его истории запечатлелись в своеобразной,соответсвующей определенному периоду архитектуре.

Обычно здания одного какого-либо архитектурного типа располагаются кварталами или улицами.По зданиям можно точно определить,когда застраивались квартал или улица.

А вот  в одном из уголков Комсомольска получилось так,что рядом оказались три здания, построенные в разные периоды истории города.

В месте пересечения улиц Чапаева и Вокзальной стоит большой  четырехэтажный угловой дом в форме буквы Г: короткая часть на Вокзальной,а длинная - на Чапаева.С первого взгляда видно, что дом этот очень старый. Зданий такого типа в городе довольно много.Это первые кирпичные здания Комсомольска.Некоторые из них со сторо-ны улиц уже  оштукатурены и покрашены, но в основном они выделя-ются из остальных зданий своими багрово-кирпичными стенами: кирпичи от времени потемнели, во многих местах выщербились... Стены этих домов напоминают стены древних крепостей, много испытавших на своем веку...Несмотря на старый вид, от них веет крепкостью, стойкостью, суровой атмосферой тех лет, когда они строились...

В нижнем этаже этого дома до сих пор находится продуктовый магазин.Раньше его называли амурлаговским: от слова Амурлаг - Амурский лагерь.Рядом в одном из зданий по этой же стороне улицы Вокзальной располагалось Управление Амурлага.Угловой дом тоже принадлежал этому учреждению, и строили его заключенные.Начали строить до войны,а достраивать пришлось во время войны, наспех.И еще в начале 1960-х годов балконы оставались недоделанными: из стен жутковато торчали пустые  площадки без боковых ограждений...

По соседству с угловым зданием по улице Чапаева стоит еще один жилой дом, тоже четырехэтажный.Строился он совсем в другую эпоху - в 1950-ые годы и так же отличается от своего соседа, как хрущевская оттепель отличаеся от сурового предвоенного десятилетия.Он оштукатурен и покрашен в красивый бежевый цвет.Посредине стены, обращенной к улице, имеется архитектурно украшенный вход. арка.На этой же стене по бокам красуются пилястры.На верхнем этаже много изящной лепнины,- особенно искусно обделан центр.На крыше у карниза возвышаются  две великолепные каменные вазы.Балконов почти нет, как и в угловом доме:архитекторы думали не об удобстве жителей, а о внешнем виде зданий...

В то время, когда возводили этот  дом, была установка на строительство зданий капитальных, с архитектурными украшениями. Это, конечно, хорошо, да на такие дома слишком мало отпускалось  средств... В стране миллионы людей ютились в бараках и подобном неудобном жилье...

Дальше по улице Чапаева стоит  еще один четырехэтажный дом.Он хоть и гораздо моложе своего соседа, однако выглядит по сравнению с ним очень скромно: серокирпичный, без всяких украшений - но  зато у него много балконов,- видно,что архитекторы заботились не о внеш-нем виде здания, а об удобстве жильцов.

Дом этот построен в 60-ые годы после принятия решения строить жилые здания без архитектурных изысков, зато строить много и быстро. В начале 1960-х годов по всей стране, в том числе и в Комсомольске,закипело небывалое еще строительство. Дома росли как грибы после дождя, целыми  кварталами...Можно предста-вить, как довольны были новоселы,почти всю жизнь прожившие в бараках или деревянных двухэтажках, где все "удобства" на улице,- а тут всё в квартире!

Проходят незаметно годы...Меняется архитектура вновь строя-щихся  зданий...А старые дома продолжают напоминать о прошлом города...

 

Comments