Дина Плеханова - Чумка

Местность, где сейчас расположен поселок Уссурийский, шутят старожилы, или всерьез рассказывают – не поймешь, давно, еще до Великой Октябрьской революции, служила пристанищем для бездомных псов, вывозили на остров и собак, заболевших чумкой. Только там предписывалось их захоронение. На отведенном месте стоял плакат с упреждающей надписью: «ЧУМКА». Отсюда и простонародное название поселка – Чумка.

Когда на острове построили судоремонтные мастерские, люди стали потихоньку заселять остров. Разводили сады, сажали тополя. Сейчас от тех тополей одни хлопоты, выросли деревья слишком большие. Ветки хрупкие, ломаются ветром, рвут провода и пока электрики устраняют порыв, вся деревня сидит без света.

В наши дни п. Уссурийский относится к Индустриальному району Хабаровска, его жители считаются хабаровчанами. Ходят зимой пешком по льду прямиком на улицу Радищева. В одном из архитектурных проектов, пару лет назад предлагалось построить монорельсовую дорогу. Струна от улицы Дикопольцева, если верить проекту, пройдет над городскими прудами, по Уссурийскому бульвару к Речному вокзалу, и далее на острова Кабельный и Большой Уссурийский. Правда, губернатор охладил пыл мечтателей, считая, что мостовой переход будет гораздо надежнее.

Но кто будет тратить деньги на такое дорогостоящее строительство, ради 450 человек? Вокруг через понтонный мост тоже проехать не получается. Грунтовая дорога в дождь размыта, до переправы более 40 километров. Проехать по ней можно только на танке или на тракторе, иначе разобьешь все, на чем едешь. Будь то мотоцикл с коляской или грузовик, не говоря уже о легковушке. Существует эта дорога не для жителей поселка Уссурийский. Ею иногда пользуются трактора с Осиновой речки, когда бывают на острове по своим сельскохозяйственным нуждам.

Сегодня поселок Уссурийский влачит жалкое существование. В детсаду 10-12 детей, а раньше было три группы, в том числе, была и ясельная. Клуб развалили, почту и даже пекарню закрыли. Неделями сидят без хлеба. И без освещения улиц и дворов. Асфальт на центральной улице давно износился, но жалобщикам говорят, в городе и того хуже, а с вашими ямами и канавами еще поживете. В поселке всего-то одна улица – Насыпная. Пять кирпичных и восемь деревянных двухэтажных домов. В «деревянных» печное отопление. Водопровод и туалет на улице. Провода ЛЭП провели, фонари на улице установили, видимо, только для отчетности. В сумерках свет не включают, мотивируя тем, что среди квартиросъемщиков много должников, а таковым удобств не полагается.

Ведомственные дома уже старые, но домоуправление пытается поддерживать их в порядке. Со временем все эти дома будут переданы в муниципальную собственность.

Теплоходы стали ходить редко, количество рейсов сокращают. Утром уедешь первым рейсом в 7-15 на прием в поликлинику, и жди до обеда следующего теплохода. Опоздал – жди на берегу до восьми часов вечера.

В медпункте один фельдшер, если что-то серьезное, вертолета не дождешься. Значит, или ползи сквозь торосы на леденящем ветру, или ложись и помирай. Связь только по сотовому телефону. Пока лед на Амуре не окрепнет, платить за телефон негде, связь прерывается.

Работы на острове мало, котельная, дворники, пара частных магазинов, один почтальон, школьные педагоги, воспитатель в детсаду. Ремонтно-механические мастерские предприятия «Амур-водпуть» еще сохраняют охрану и несколько рабочих. Это предприятие существует уже 100 лет. Раньше рабочие зимой и летом ремонтировали поврежденные теплоходы. Сюда на ремонт доставляли и теплоходы, поврежденные на острове Даманском. Теперь на острове таких специалистов давно уже нет. Рабочие филиала «Хабаровский район водных путей и судоходства» устанавливают знаки – береговые и плавучие, створы и буи. В их обязанности входит корректировка карты водных путей для судоходства. С открытием сезона ходят по островам, устанавливают створы вдоль берега, следят за тем, чтобы фонарики на буйках всегда горели, указывали, где проходит фарватер.

Проблем немало. Жителям острова с трудом удается отстоять школу-девятилетку. В отделе образования пытались ее закрыть за нерентабельностью, учащихся распределить по интернатам. Народ взбунтовался – не позволим семьи разлучать! С помощью своего депутата Светланы Перкулимовой школу отстояли. Однако без автобуса плохо, старшеклассникам приходится бегать в школу в город по льду. Постановлением МЧС ледовую дорогу делать запрещают, по всему берегу понаставили табличек, с надписью «машинам запрещено» и на этом забота о людях исчерпана. А по узкой протоптанной тропе даже легковой машине не проехать. Пешком три километра к остановке на Судоверфи и далее автобусом – на работу, колледжи и институты. Так же ходили и сто лет назад и теперь ходят. Нередко проваливаются, когда тает лед.

Ледовая дорога дорогое удовольствие, говорят, обходится в десять миллионов рублей. Для такого маленького населения как в поселке Уссурийский, власти тратиться не хотят, даже во время предвыборной гонки. Проще построить один дом и переселить в него всю деревню. Но это уже совсем другая статья расходов.

Comments